Российский авторынок стал очень конкурентным, количество предложений от частных продавцов на «Авито Авто» увеличилось почти вдвое, при этом в целом рост предложений на платформе составил более 50%. Об этом рассказали ТАСС автоэксперты в рамках шестой федеральной конференции Haraba.
В Москве в концертном зале «Академия» прошла шестая федеральная конференция Haraba, на которой собрались профессиональные продавцы машин, дилеры и автоэксперты, передает корреспондент ТАСС. Участники обсудили проблемы рынка автомобилей с пробегом, актуальные стратегии роста и новые инструменты для развития бизнеса. Программа конференции была разделена на несколько блоков. Одной из ключевых тем конференции стали изменения, происходящие на автомобильном рынке в 2025 году.
Как рассказал управляющий директор «Авито Авто» Кирилл Вотяков, раньше покупатели неохотно приобретали автомобили у профессиональных продавцов, но за шесть лет ситуация на рынке сильно изменилась. «Последний наш опрос на эту тему показал, что 45% покупателей платформы, общая посещаемость которой более 36 млн человек в месяц, готовы покупать у профессиональных продавцов, если они прошли проверку на “Авито”. Эта трансформация рынка стала возможной благодаря новым цифровым продуктам, сервисам, комьюнити, но, в первую очередь, на это повлияло изменение подхода к делу самих профессиональных продавцов», — сказал Вотяков на открытии мероприятия.
Директор бизнес-направления «Профессиональные продавцы» в «Авито Авто» Сергей Хахулин в беседе с ТАСС отметил, что количество объявлений о продаже автомобилей на платформе выросло на 51%, при этом основной прирост обеспечили частные продавцы, предложения от которых увеличились на 90% во втором квартале 2025 года по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года.
«Мы видим, что в условиях увеличения конкуренции очень важно держать руку на пульсе. Это требует от профессионалов оптимизации процессов, включая своевременную переоценку стоимости автомобилей и эффективное использование инструментов продвижения», — пояснил эксперт.
При этом меняется поведение самих покупателей: они изучают не только параметры автомобиля, но и, по данным «Авито Авто», 77% покупателей просматривают профиль продавца. «Профессиональные продавцы получают доступ к расширенной аналитике своих объявлений после верификации на платформе. Дополнительно у нас внедрена репутационная система, которая оценивает качество сервиса профессиональных продавцов. Наши исследования показывают, что добросовестные продавцы с высоким уровнем репутации привлекают больше клиентов. Сейчас на платформе уже порядка 83% таких продавцов и цифра неизменно растет», — сказал он.
Собеседник агентства также рассказал о внедрении новых технологий и искусственного интеллекта в работу компании. Он напомнил, что с помощью «Автотеки» покупатель может узнать ключевую информацию об автомобиле, но зачастую ее так много, что разобраться может быть сложно. «Поэтому мы внедрили искусственный интеллект, который позволяет проанализировать весь массив данных по автомобилю и собрать его в емкое и понятное резюме для пользователя, например: «автомобиль можно осмотреть, но стоит проверить на СТО», — рассказал он.
Легкий путь
В свою очередь ведущий менеджер «Автотеки» (проект «Авито Авто») Дмитрий Крылов рассказал ТАСС, что новые технологии влияют на все сегменты рынка — не только на профессиональных продавцов, но и частников.
«Вообще “Автотека” исторически накапливала большой объем информации, на текущем этапе это самая полная база данных об автомобилях, на основе которой мы можем реализовать достаточно много современных технологий. Буквально в этом году запустили историю с рекомендациями: наш искусственный интеллект собирает информацию по автомобилю из разных источников, анализирует ее и дает заключение, которое помогает обычному частному пользователю лучше понимать, что дальше делать — стоит ли сразу ехать на осмотр, воспользоваться ли при этом помощью профессионального подборщика или юриста или лучше поискать другой вариант», — отметил Крылов.
По его словам, недавно перечень данных в отчетах об истории транспортных средств расширился благодаря сотрудничеству с «Автодором». Теперь пользователи платформы смогут увидеть информацию о наличии задолженности за проезд по скоростным дорогам. «Добавили эту информацию в отчет и теперь, когда пользователь выбирает автомобиль на “Авито”, может посмотреть сразу не числится ли задолженность на этом автомобиле, чтобы в будущем не было проблем», — подчеркнул ведущий менеджер «Автотеки».
Окно возможностей
Сооснователь Harabа Гаджи Курбанов рассказал ТАСС, что сегодня растет интерес дилеров к продаже новых автомобилей. «Пандемия, карантин и другие факторы сказались на производстве автомобилей в целом и чипов в частности, что привело к ограничению емкости и возможностей дилерского сегмента к продаже новых автомобилей. И за этот период огромное количество дилерских холдингов сместило фокус своего бизнеса на рынок автомобилей с пробегом. Сейчас происходит обратный процесс. Я думаю, в будущем дилеры снова вернутся к продаже новых авто, а профессиональные продавцы как раз будут расти в сегменте пробега», — сказал он.
По его словам, введенные ограничения на российском авторынке ускорили развитие отечественного автопрома. «Любой кризис — это окно возможностей. Если брать новые автомобили, то да, изменения после 2022 года способствовали развитию отечественного автопрома», — сказал он.
Честные правила игры
В свою очередь профессиональный продавец Алексей Соловьев рассказал ТАСС, что количество профессиональных продавцов на рынке значительно выросло. По его словам, происходит обеление рынка. «Это говорит о том, что люди, которые занимаются машинами, хотят работать честно. И “Авито”, и Гаджи (сооснователь Harabа Гаджи Курбанов — прим. ТАСС), в частности, и команда Haraba, всячески способствуют тому, чтобы рынок автомобилей с пробегом становился более прозрачным. На нашем рынке продается очень много некачественных и “смотанных” (со скрученным пробегом — прим. ТАСС) автомобилей, машин после ДТП. Одно дело, если человек честно говорит, что машина после ДТП, другое дело, когда скрывает — хотелось бы, чтобы таких кейсов не было. И кажется, что честный, обеленный рынок автомобилей с пробегом — это будущее, и кто не успеет перестроиться, начать играть открыто по новым правилам, тот, скорее всего, не сможет расти и получать для себя выгоду, в том числе финансовую, на этом рынке», — заключил собеседник ТАСС.