В воскресенье завершился очередной этап чемпионата мира по автогонкам в классе машин Формула-1 в Монако. Эту гонку принято считать одной из легендарных в истории не только Формулы-1, но и автоспорта в целом. Однако на деле из года в год этот Гран-при вызывает у болельщиков дикую скуку. Абсолютно необгонная трасса превращает полуторачасовой заезд в мучительную борьбу со сном. Не исключено, что и сами пилоты нет-нет да и зевнут пару раз за гонку.
Можно до бесконечности говорить о том, что в Монако проявляется истинное мастерство гонщиков. Прохождение поворотов в считаных миллиметрах от отбойников каждый раз попадает во все возможные хайлайты, вирусится в соцсетях с комментариями из серии «вау! вы это видели?!». Но, кроме этого, за три дня гоночного уик-энда, по сути, не происходит больше ничего. Да и то, если бы не замедленные повторы, мы всю эту красоту гоночного искусства и не заметили бы. И потом, это Формула-1, вершина автоспорта, вы правда будете сомневаться в мастерстве этих 20 парней?! Да, в пелотоне есть Лэнс Стролл, но даже у него не возникает сложностей с прохождением этой трассы.
Гонки — это в первую очередь про обгоны, про красивую борьбу на трассе. В Монако нет ни первого, ни второго. Какой бы быстрый болид у тебя ни был, даже он тебе не поможет обойти соперника на этих узких улочках княжества. Болельщики со стажем помнят, как в 2001 году страдал здесь находящийся тогда на пике формы и боровшийся за титул Дэвид Култхард на чемпионском «Макларене». Британец на протяжении почти 40 кругов попросту не мог пройти Энрико Бернольди на скромном «Эрроузе». Чтобы обогнать в Монако, нужно либо ждать ошибку соперника, либо иметь безумную отвагу и стальную уверенность в своих силах.
Иных условий для обгона здесь не существует. Тут не поможет и система DRS, которая была введена как раз для того, чтобы способствовать увеличению обгонов. Здесь попросту нет настолько длинной прямой, чтобы система дала обгоняющему преимущество в скорости. Единственное, что в этой ситуации может помочь, так это перестройка трассы. В целом достаточно будет просто убрать шикану на выходе из тоннеля и дать пилотам возможность ехать газ в пол вплоть до поворота Tabac, тут и DRS будет работать во всей красе. Но на это никто не пойдет, ведь это историческая конфигурация, ее ни в коем случае нельзя менять, вы что?! Примерно так отреагируют организаторы на подобное предложение.
Они и сами понимают всю трагичность ситуации — ничего изменить нельзя, но эта гонка в календаре быть должна! Ведь это история, престиж, спонсоры, деньги, гламур, которым окутан этот этап. В этом сезоне организаторы попытались привнести хоть маломальскую интригу — обязали пилотов проводить обязательные два пит-стопа. Но из этого вышла только клоунада. Стратеги «Рейсинг Буллз» и «Уильямса» перехитрили систему и сказали своим пилотам действовать так: один пилот умышленно оттормаживает позади идущих, в это время другой уезжает в отрыв, совершает «бесплатный пит-стоп» и сохраняет позицию, после этого «паровозная» группа, собранная партнером по команде, также едет в боксы и возвращается на своих местах. В итоге ничего не поменялось — как ехали все друг за другом, так и едут, только теперь с двумя пит-стопами. Занавес.
Какой бы легендарной ни была трасса в Монако, но современным болидам она не подходит. Да, это история, но в календаре Формулы-1 есть еще несколько трасс, которые успешно справлялись бы с этой ролью, — Монца, Сильверстоун, Судзука. Можно сколько угодно во время трансляций наслаждаться прекрасными видами Лазурного Берега с многочисленными яхтами, но все это не заменит истинным поклонникам автоспорта зрелища. Так сложилось, что в один день с Гран-при Монако в США проходит другая легендарная гонка — Indy500. И Формуле-1 еще повезло, что из-за разницы во времени эти мероприятия проходят не параллельно друг другу. Иначе и ТВ-рейтинги у паровозных покатушек в Монако были бы заметно ниже, ведь в заокеанской гонке обгонов больше, чем в Монако, примерно раз в 500 (рекорд по обгонам в Indy 500 — 653). Пускай и специфика гонок там немного иная. Как бы ни ныли пилоты и болельщики, но Гран-при Монако придется терпеть как минимум до 2031 года, а там, может быть, разум наконец восторжествует.